Новости
Пенсионные рубли станут деньгами. ЦБ России и Минфин России готовы признать накопления граждан частной собственностью
27.04.2016 12:07

Стали известны подробности совместных предложений Минфина и Банка России по "модернизации пенсионной системы" РФ — так называемая "Концепция индивидуального пенсионного капитала". Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в Пенсионный фонд в 22%, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в НПФ в размере от 0% до 6% с добровольным выбором ставки. Главное в предложениях — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными.

В рамках концепции, переданной, по данным "Ъ", в предварительной версии для обсуждения в правительство и администрацию президента, Минфин и ЦБ фактически представляют свою точку зрения по возможной пенсионной реформе. Хотя в презентации, имеющейся в распоряжении "Ъ", нет ни предполагаемых временных периодов реализации идеи, ни увязки ее с другими составляющими изменений пенсионной системы (изменения пенсионного возраста, реформирования досрочных пенсий),— видимо, она предполагается ведомствами Антона Силуанова и ЭльвирыНабиуллиной частью более масштабного процесса.

Идея "индивидуального пенсионного капитала" является завуалированной ликвидацией в нынешнем виде накопительной части обязательного пенсионного страхования. Платеж в Пенсионный фонд России, согласно концепции, сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Хотя это не уточняется в документе ЦБ и Минфина, вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим "балльным" принципам страховую пенсию. Все суммы "пенсионного капитала", как предполагается, будут уплачиваться сверх ставки в 22% — причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.

Вместе с этим, как предполагают Минфин и ЦБ, будет ликвидирована и самая политически значимая несправедливость, заложенная в схему пенсионной реформы 2003 года, а именно — собственность ПФР на средства пенсионных накоплений граждан. "Пенсионный капитал" — частные пенсионные накопления граждан, причем не только те, что возникнут в будущем, но и те, что были перечислены работодателем за работника в 2004-2016 годах,— предлагается сделать почти полноценной частной собственностью граждан. В течение двухлетнего переходного периода (предположительно, 2019-2020 годы) те клиенты НПФ, которые формировали накопительную часть пенсии по ОПС в фондах, могут либо конвертировать накопления в дополнительные баллы в страховой госчасти пенсионной системы, либо получить их как первый взнос на новый счет в пенсионном фонде. Средства "молчунов" в течение тех же двух лет по умолчанию будут конвертированы в пенсионные баллы, и с этого момента их участие в накопительной системе прекращается.

Для тех, кто предполагает, что все же будет делать пенсионные накопления, государство предлагает следующую схему. Новые средства, уплачиваемые в накопления в НПФ, освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Государство готово софинансировать платеж на часть налога и разрешает незначительно сокращать платеж в ПФР. При этом ставка дополнительного платежа на накопления устанавливается плательщиком самостоятельно: в диапазоне от 0% до 6% все льготы и гарантии действуют, все уплаченное свыше 6% не освобождается от НДФЛ, не изменяет сумм платежа в ПФР и не подлежит госгарантиям. Согласно расчетам ЦБ и Минфина, при ставке дополнительного платежа 6% с зарплаты 100 руб. на руки плательщик будет получать 81,78 руб. (сейчас — 87 руб.), платить НДФЛ в 12,22 руб. (сейчас — 13 руб.), перечислять в ПФР 20,68 руб. (сейчас — 22 руб.) и делать накопления в ПФР на 7,32 руб. Из них 6 руб.— платеж самого работника, 0,78 руб.— льгота по НДФЛ и 1,32 руб.— сокращение взноса в ПФР с соответствующим снижением начисления пенсионных баллов.

По предложению Минфина и ЦБ, платежи и в НПФ, и в ПФР должен делать работодатель, что увеличит нагрузку на его бухгалтерию, платеж в конкретный НПФ будет делаться напрямую. Полностью добровольными новые накопления при этом не будут. Все новые работающие будут по умолчанию "подписываться" на участие в накопительной системе — со ставкой в 0% в первый год, 1% — во второй, 2% — в третий с ростом до 6% в шестой год.

От уплаты дополнительного взноса можно, по сути, отказаться и в любой момент уменьшить платеж до 0%, а также зафиксировать ставку на любом уровне в диапазоне от 0% до 6% на постоянной основе. Пока у ЦБ и Минфина нет единого мнения о том, что делать с "отказниками": согласно одному из предложений, в возрасте 35 и 45 лет должна производиться автоматическая "переподписка" от накоплений (и после нее отказываться придется еще раз), по другому — ставку платежа в 0% можно зафиксировать только на пять лет ("каникулы"), после чего она вновь начнет расти. ЦБ и Минфин также предлагают оставить некоторые ограничения на переход между НПФ и создать институт Центрального администратора — он, как предполагается, будет координировать переходы и информировать НПФ об индивидуальных ставках. Из документов ЦБ и Минфина не следует, что Центральным администратором они видят именно Пенсионный фонд России.

Накопления, сделанные по ставке 0-6%, гарантируются в АСВ по той же схеме, что и сейчас. Это пятилетняя гарантия положительной доходности и гарантия сохранности накоплений при банкротстве НПФ.

Выплаты накопленного ЦБ и Минфин предлагают сделать чрезвычайно гибкими. Во-первых, за пять лет до выхода на пенсию (в презентации предполагается неувеличенный пенсионный возраст для мужчин, 60 лет) можно будет получить "в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств" до 20% накоплений. В случае тяжелой болезни все накопления в НПФ можно будет изъять и потратить. В зависимости от объема накоплений (больше накоплений — больше вариантов) доступны будут несколько схем выплат, в идеальной ситуации (накопления позволяют обеспечить аннуитетные выплаты более 5 МРОТ) возможен выбор из четырех вариантов: ежемесячные выплаты до исчерпания накоплений, срочные выплаты, аннуитет с привязкой к инфляции, выплата остатка накоплений, обеспечивающих выплаты такого аннуитета, почти в любой форме.

Разработчики концепции не скрывают, что предлагаемая система в первую очередь интересна работникам с зарплатами выше нынешних 60 тыс. руб. в месяц — они в наибольшей степени сейчас ущемлены малой дифференциацией "накопительной" части пенсий. При средней зарплате в 30 тыс. руб. и стаже в 35 лет использование накоплений по предложенной схеме дает примерно такую же пенсию, что будет получена в чисто страховой системе, а вот при средней зарплате в 100 тыс. руб. чисто страховая система дает коэффициент замещения зарплаты в 29%, а сочетание страховой и накоплений в НПФ — около 34%. Отметим, новая система сама по себе не содержит ничего привлекательного для работодателя — тогда как в значительной степени размер совокупных социальных платежей влияет на него не меньше, чем на работников. Возможно, работодателям будет предложено что-то в других частях проекта модернизации пенсионной системы.

Коммерсантъ

 
Минэкономразвития России предложило госкомпаниям самим решать, что является коммерческой тайной и не подлежит раскрытию в годовом отчете
26.04.2016 09:00

Но излишняя секретность грозит наказанием от ЦБ России. Обязанность АО готовить к собранию акционеров годовой отчет прописана в законе. Требования к содержанию отчета установлены Центробанком. Регулятор просит раскрывать положение компании в отрасли, приоритетные направления деятельности, сведения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью. От публичных компаний ЦБ дополнительно требует подробно описывать корпоративную структуру и качество корпоративного управления в АО.

Тайны «Роснефти»

В распоряжении РБК оказалось письмо заместителя министра экономического развития Николая Подгузова, отправленное 15 апреля в «Роснефть». Оно посвящено правилам составления государственными компаниями годовых отчетов о своей деятельности.

Письмо Подгузова — ответ на обращение в министерство вице-президента «Роснефти» Ларисы Каланды. Как сообщали «Ведомости», Каланда в конце февраля попросила министерство исключить из списка обязательной к публикации в годовом отчете информацию, составляющую коммерческую тайну, и установить единые требования для годов​ых отчетов государственных и частных компаний. По мнению топ-менеджера «Роснефти», повышенные требования к отчетности госкомпаний ставят их в неравные условия с другими участниками рынка.

К годовым отчетам госкомпаний требований больше, чем к обычным АО. В 2010 году занимавший тогда пост премьера Владимир Путин утвердил постановлением правительства примерную структуру годового отчета для компаний с госучастием. Например, правительство рекомендовало раскрывать ключевые показатели эффективности менеджмента, информацию о реализации инвестиционной программы и продаже непрофильных активов.

Именно дополнительные требования правительства вызвали недовольство Каланды. В письме Подгузову она сообщила, что «Роснефть» не хочет раскрывать цели своей долгосрочной программы развития и данные об отчуждении непрофильных активов с указанием отклонений фактической стоимости проданных активов от балансовой. Также компания не хочет раскрывать расходы на инвестиционные проекты и данные о вложениях с доходностью более 10% в год.

В годовом отчете «Роснефти» за 2014 год (за 2015 год отчета еще нет) раскрывалась информация о продаже непрофильных активов, но долгосрочная программа описывалась без подробностей.

Еще больше секретов

Подгузов напоминает Каланде, что раскрытие информации — важнейший инструмент взаимодействия компании с акционерами и контрагентами. По мнению замминистра, отчет должен содержать информацию, которая позволяет оценить итоги деятельности госкомпании за год, однако необходим баланс между интересами акционера и самой компании. Некоторая информация может составлять коммерческую тайну и снизить конкурентоспособность госкомпании. Вывод, который делает замминистра: государственная компания должна самостоятельно определять информацию для раскрытия в годовом отчете. Решение о степени конфиденциальности должно основываться на принципах разумности и добросовестности и приниматься советом директоров по предложению руководителя госкомпании.​ Письмо Подгузова, как и предложение «Роснефти», затрагивает деятельность не только «Роснефти», но и других госкомпаний — теперь они теоретически также могут отказаться от публикации некоторых данных.

Представитель Минэкономразвития Елена Лашкина подтвердила РБК подлинность письма и факт его отправки в «Роснефть». Пресс-служба «Роснефти» не прокомментировала вопросы РБК по сути.

Пресс-служба ЦБ сообщила РБК, что содержание годовых отчетов госкомпаний находится в компетенции правительства, однако они должны соблюдать и общие требования законодательства и ЦБ к годовым отчетам акционерных обществ. Если эмитент не публикует информацию, раскрытие которой обязательно, он должен объяснить в том же документе причины такого решения. В ЦБ напомнили, что отсутствие информации, подлежащей раскрытию, является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для ограничений на обращение его ценных бумаг.

Сомнения юристов

Представители опрошенных РБК госкомпаний, например «Газпрома», «Башнефти», ФСК и «Россетей», не ответили на запрос, воспользуются ли компании правом скрыть часть информации и что именно они не будут публиковать.

Опрошенные РБК эксперты не видят больших проблем в возможности госкомпаний самостоятельно определять, что является коммерческой тайной. По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации корпоративных директоров Михаила Кузнецова, некритично, если компания не будет публиковать часть информации, при условии что содержание ее годового отчета будет соответствовать российскому законодательству, требованиям регулятора, правилам листинга и рекомендациям национального кодекса корпоративного управления.

Это право госкомпаний, но только если речь идет именно о дополнительной информации, которую не раскрывают конкуренты, согласен директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. По его словам, инвесторы внимательно читают годовые отчеты публичных компаний и анализируют ту информацию из них, которая дополняет финансовую отчетность.​​

Адвокат Алексей Мельников полагает, что письма замминистра для освобождения госкомпаний от публикации части информации недостаточно. «Это не соответствует толкуемым правилам и может быть оспорено в суде», — отмечает он. По мнению Мельникова, нужны поправки в федеральное законодательство или постановление правительства.

Конфиденциальная информация имеет определенные критерии, и не факт, что совет директоров обладает полномочиями по их трактованию, рассуждает партнер King & Spalding Илья Рачков​. «Я бы на месте директора воздержался от голосования по этому вопросу, чтобы не нести ответственность, в том числе материальную, если суд признает незаконным отнесение какого-либо факта к коммерческой тайне», — отмечает юрист.

РБКdaily

 
Настоящие адвокаты избавят юридический рынок от ненастоящих
25.04.2016 09:00

265 юридических фирм предупреждены о неправомерном использовании слова «адвокат». Налоговые службы 50 регионов направили письменные предупреждения о необходимости сменить название юридическим фирмам, которые созданы не адвокатами и при этом используют в названии слово «адвокат» или «юридическая консультация» в Удмуртии, Пензенской и Новосибирской областях обладатели таких названий уже исключены из реестра юрлиц.

Об этом рассказал «Ведомостям» президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко. Эти меры приняты по инициативе ФПА в связи с ожидаемой реформой юридической отрасли, объясняет он: «Не потому, что мы завтра уже ее ждем, а потому, что так в принципе должно быть. Мы, когда дискутируем с нашими оппонентами, очень часто слышим, что адвокаты плохие и не могут рассчитывать на монополию, и мы говорим, что очень часто адвокаты – это совсем не адвокаты, просто за нашим наименованием скрываются недобросовестные юристы».

В ФПА насчитали 265 коммерческих и некоммерческих организаций, в названии которых без достаточных на то оснований использованы упомянутые термины, треть из них зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге (48 и 42 фирмы соответственно). По закону об адвокатской деятельности использовать эти термины могут только адвокаты и созданные ими организации. Перечень нарушителей был направлен в Федеральную налоговую службу (ФНС), откуда его разослали в регионы «для рассмотрения и ответа заявителю», говорится в письме начальника управления и регистрации налогоплательщиков ФНС в региональные управления (есть у «Ведомостей»). К концу прошлой недели ответа в ФПА не получили только из Кабардино-Балкарии и Челябинской области, а замначальника УФНС по Москве Юлия Шилова посоветовала «обратиться в суд за защитой своих прав». В свое время Верховный суд решил, что ФПА не уполномочена представлять в суде интересы адвокатуры, напоминает Пилипенко, и в Госдуму внесены поправки для исправления ситуации. Пока же было решено обратиться в ФНС как в организацию, занимающуюся регистрацией юрлиц, и она отреагировала очень оперативно, подчеркивает президент ФПА.

«Ведомостям» в пятницу не удалось связаться ни с одной из организаций из черного списка ФПА: у большинства из них нет своих сайтов, у многих при регистрации не был указан телефон, а те, что указаны, не отвечали.

Гендиректор юридического агентства «Михаил Архангел» Максим Доценко считает требования ФПА обоснованными: представляться адвокатом, не являясь им, – прием, который обычно используют, когда ничем другим похвастаться не могут. Поэтому начатая ФПА кампания по «чистке рядов» затронет самый маргинальный сектор юридического бизнеса, сильные профессионалы в подобных ухищрениях не нуждаются, уверен он. Ранее Доценко был в числе юристов, попытавшихся обжаловать в Федеральной антимонопольной службе действия рабочей группы, которая готовила проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (см. врез). Но претензии были связаны не столько с перспективой введения адвокатской монополии, сколько с опасениями, которые вызывает процесс ее реализации, поясняет Доценко. Проект концепции готовился кулуарно, не выносился на публичное обсуждение, а ведь здесь открывается пространство для огромного количества злоупотреблений – как при приобретении «входного билета» в адвокатуру, так и при исключении из «цеха», подчеркивает юрист.

Ведомости

 
ЦБ России поменяет регулирование деятельности профучастников рынка ценных бумаг
22.04.2016 09:00

Для небольших компаний нагрузка может существенно сократиться, для крупных – возрасти. Совещание у директора департамента рынка ценных бумаг ЦБ Ларисы Селютиной о пропорциональном регулировании для профессиональных участников рынка ценных бумаг прошло на этой неделе. ЦБ и сам обещал поменять регулирование деятельности брокеров, дилеров и управляющих компаний, об этом же его просили профучастники.

Первую версию перемен в регулировании предложила Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР): поделить рынок на три группы. Бизнес-модель российских брокеров убыточна в 70% случаев, констатирует предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Дело не только в рыночных условиях, но и в регулятивных издержках, продолжает он, в результате образуется перекос отрасли в банковскую сторону: половина брокеров – банки, еще часть относится к банковским холдингам, значительная доля индустрии – депозитарии. Нет самой массовой в мире части индустрии посредников, сетует Тимофеев, – маленьких брокеров, которые не являются банками и не хранят активы клиентов: регулятивная нагрузка на них непосильна. Он надеется, что введение пропорционального регулирования приведет к включению в первую группу двух третей индустрии.

 

«Текущая нагрузка на «брокеров» (т. е. на небанковские финансовые организации) неадекватна емкости рынка, на котором они трудятся. Поэтому они либо начинают рисовать себе собственные средства, как банки и страховщики, либо тихо умирают», – говорит гендиректор «Финанс-инвеста» Евгений Морозов. Он согласен, что ситуацию надо менять: «Иначе мы потеряем целый класс финансовых институтов, что неизбежно приведет к ослаблению конкуренции и снижению качества услуг».

 

По словам заместителя гендиректора УК «Финам менеджмент» Вадима Прошкинаса, снижение требований к капиталу и персоналу и сдача отчетности только дважды в год позитивно отразится на бизнесе небольших компаний: «Мы сможем увидеть в среднесрочном горизонте увеличение конкуренции, возможно, начнут появляться в регионах и новые интересные компании».

 

Средние и большие брокеры не испытают ощутимого положительного эффекта от нового регулирования, а финансовым конгломератам (III группа. – «Ведомости») придется существенно изменить операционный процесс, что увеличит издержки, продолжает Прошкинас: «Онлайн-доступ к операционной базе, проверки ЦБ и саморегулируемых организаций с периодичностью до раза в год вряд ли кого-то из них обрадуют. К примеру, проверки ЦБ на текущий момент могут отвлекать до 20% текущих ресурсов компании».

 

«При такой градации регуляционная нагрузка будет перераспределена на более крупных участников. Нам это не может очень нравиться», – согласен заместитель гендиректора «Атона» Максим Кузякин.

 

«Банк России обсуждает принципы пропорционального регулирования с участниками рынка. Планируется также создать рабочую группу для рассмотрения указанных вопросов, в нее войдут представители Банка России, профессиональные участники рынка ценных бумаг и их СРО», – заявил представитель ЦБ в ответ на запрос «Ведомостей».

 

Ведомости

 
Гендиректоров вычеркивают из Трудового кодекса чтобы судиться с ними по Гражданскому
22.04.2016 09:00

Минюст России внесет поправки в Трудовой кодекс, указав, что договоры компаний с их гендиректорами должны подчиняться преимущественно Гражданскому кодексу. Это позволит взыскивать с директоров убытки в полном объеме — все споры по таким договорам будут рассматривать арбитражные суды. Эксперты возражают: взыскивать убытки можно уже сейчас, а менять закон без обсуждения с бизнесом нельзя.

Договоры компаний с их директорами и членами правления будут регулироваться преимущественно нормами гражданского законодательства — следует из поправок в Трудовой кодекс (ТК), которые готовит Минюст. "Ъ" ознакомился с копией проекта, который обсудят в ведомстве 28 апреля (это подтвердил источник в Минюсте). В проекте предлагается указать, что к договорам применяется гражданское законодательство, а трудовое — только в части социальных гарантий. Разработчики отмечают, что такой подход уже закреплен в Гражданском кодексе (ГК) с 2014 года и ТК надо привести в соответствие. Директора "нельзя назвать слабой стороной, права которой нуждаются в такой избыточной опеке, какую имеют в виду нормы трудового законодательства",— говорится в пояснительной записке к документу.

 

Поправки объясняются необходимостью устранить коллизии ГК и ТК в части подсудности, неурегулированности опционов и взыскания убытков. Отметим, трудовые споры с директором могут рассматривать суды общей юрисдикции, а корпоративные споры с его участием — арбитражные суды. Тема "золотых парашютов" при увольнении не проработана в ТК, сейчас их можно отменить через суд, отмечает партнер ЮСТ Александр Боломатов. В пример он приводит спор экс-главы "Ростелекома" Александра Провоторова с бывшим работодателем. Кроме того, в пояснительной записке говорится, что суды нередко ставят под вопрос возможность взыскания убытков с директора в полном объеме. Уже сейчас убытки в основном взыскивают в суде по гражданскому, а не трудовому законодательству, причем в полном объеме,— возражает Владимир Кремер из AIG (занимается страхованием ответственности руководителей). Нашлась и еще одна нестыковка. ТК запрещает увольнение директора во время болезни, а в ГК таких препятствий нет, отмечает господин Боломатов.

 

"Поправки позволят перенести все споры по договорам с руководителем в арбитражные суды, облегчат взыскание полного размера убытков, позволят включать в договоры с директором востребованные бизнесом условия — например опционы",— объясняет источник в Минюсте. Сейчас идет работа над первой версией проекта, рассказала "Ъ" президент НП "Объединение корпоративных юристов" Александра Нестеренко. В бизнес-объединении, по ее словам, только начинают обсуждать документ. "Многочисленные споры демонстрируют, что законодателю стоит внести определенность в отношении правового статуса руководителя",— полагает она.

 

Проект выглядит фрагментарным и непроработанным, существует множество концепций ответственности директора, которые должны обсуждаться перед внедрением их в законодательство, говорит Александр Боломатов, настаивая на широком обсуждении, последнее слово в котором должно остаться за предпринимательским сообществом.

Коммерсантъ

 
Очевидное и скрытое: сколько налогов мы платим?
18.04.2016 07:02

Несмотря на то, что налоговая нагрузка на доходы физических лиц в России считается одной из самых низких в мире, россияне отдают государству гораздо больше, чем думают.

В среднем житель нашей страны получает 33 тыс. рублей в месяц. Официальный и всем знакомыйподоходный налог составляет 13%, однако в действительности работающему гражданину приходится «отщипывать» от своей зарплаты гораздо больше. Сколько именно - подсчитали эксперты «Российской газеты».

В целом на подоходный налог и социальные взносы уходит 43% от зарплаты: уже упомянутый налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 13% плюс отчисления в Пенсионный фонд России (22%), в Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и в Фонд социального страхования (2,9%).

Перечислять эти платежи государству обязан работодатель, но вычет происходит из фонда оплаты труда, то есть из наших зарплат. К примеру, если россиянин получает все те же 33 тысячи, это значит, что своему работодателю он обходится в 47 тысяч рублей, а 14 тысяч из этой суммы работник никогда не видит.

Однако помимо подоходного налога и социальных отчислений есть скрытые платежи, о которых многие из нас даже не задумываются. Это 10-19%, которые мы платим с наших покупок. Речь идет о косвенных налогах - в частности, НДС (налог на добавленную стоимость), который составляет 10% с продуктов и 18% с промтоваров. В рублях соотношение получается следующим: если средняя российская семья тратит на еду и непродовольственные товары 21 тыс. рублей, то из них 2,1-3,8 тыс. идет на налоги.

Кроме того, существуют различные акцизы на бензин, сигареты и алкоголь, которые производитель закладывает в конечную цену. С 1 апреля в цене каждого литра бензина заложен акциз - 7,19 рубля. Со среднего бензобака (40 литров) россиянин отдает чуть меньше 300 рублей в виде акциза. При этом в цене бензина он составляет около 19%.

Еще 0,5-1,3% дохода россиян уходит на имущество. Жители 28 российских регионов в этом году получат первые квитанции по налогу на имущество, рассчитанному от кадастровой стоимости. Еще 26 регионов присоединятся к новому налогу в 2017 году.

Рассчитывается этот налог следующим образом: если россиянин владеет в Москве однокомнатной квартирой площадью 33-35 кв. метров и средней рыночной стоимостью 6,3 млн рублей, то налог на эту квартиру за 2015 год составит около 1,3 тыс. рублей (108 рублей в месяц). В целом же налог на недвижимость является одним из самых низких.

Есть еще и транспортный налог: он составляет чуть более 1% от ежемесячного дохода россиянина, однако в разных регионах сумма налога может заметно различаться.

«Российские регионы в своих законах устанавливают конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты или могут на свое усмотрение предоставлять льготы, вплоть до полного освобождения от уплаты транспортного налога», - объяснила Наталия Юрченкова, юрист BGP Litigation.

Например, жителю Адыгеи автомобиль с мощностью двигателя 140 л.с. будет обходиться в 2800 рублей в год, или в 233 рубля в месяц. Москвич, владеющий точно такой же машиной, будет платить 4900 рублей в год, или 408 рублей в месяц.

ИТОГ: средняя налоговая нагрузка на зарплату россиянина составляет как минимум 53%. Владельцы машин и квартир платят в районе 55%, а те, кто привык часто менять автомобили или путешествовать на них, платят и того больше - около 61%.

Почему люди сами должны платить налоги

Как уже было сказано, многие работающие граждане не подозревают, каков общий объем регулярно взимаемых налогов. Эта неосведомленность создает много проблем, считает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. По его мнению, России необходима налоговая реформа, которая является залогом позитивных изменений в обществе и его перехода к демократии.

«На простой вопрос «Сколько вы платите налогов?» большинство наемных работников ответит: «13%». Это если ответит вообще, что уже хорошо. На самом деле платим мы гораздо больше. Это первая мысль, которая должна быть в голове каждого гражданина, когда он слышит про то, как очередные власти сделали ему подарок на Новый год в виде новой школы, благоустроили район или позволили лечь на бесплатную операцию», - рассуждает Гудков.

Россияне «зачастую не подозревают, сколько составляет их зарплата до выплаты налогов», говорит Гудков и приводит пример США: там, по его словам, налог на доходы физических лиц варьируется от 10 до 39%, и граждане прекрасно знают, сколько собственных денег они отдают.

«В частности, потому, что в стране очень высок процент бизнесменов и индивидуальных предпринимателей. Ведь кто в России оказывается наиболее политически и граждански активен? Именно предприниматели, знающие, сколько на самом деле отдают государству собственных, «персональных» налогов. Эти же персональные налоги они платят и за своих работников. И наоборот: граждане, которые сталкиваются только со скрытыми налогами, то есть не сталкиваются вовсе, требуют бесплатной медицины, бесплатного проезда и прочего бесплатного, не понимая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а ударит она в итоге все равно по ним».

По мнению депутата, человек, не знающий, «что государство живет за его счет, вряд ли может считаться гражданином». Если таких граждан большинство, то «источником власти в такой стране является не он сам, а чиновник, правящая партия, первое лицо — кто угодно, только не он сам».

«Такого гражданина куда уместнее называть «подданным». Дословно: под данью. Можете ли вы контролировать цели, на которые уходит уплаченная дань? Вряд ли. Я же предлагаю следующее: наши налоги по большей части должны стать персональными, то есть мы должны получать на руки не остатки зарплаты, а всю ее целиком. После этого налоги мы будем платить уже сами, чувствуя, что это не абстрактные, а именно наши деньги».

DK.RU

 
Минэкономразвития предлагает меньше вмешиваться в работу бизнеса и реже его проверять
14.04.2016 09:02

Число проверок в 2016 году может сократиться на треть. Мера касается массовых видов контроля – проверок МЧС, Рос­технадзора, Роспотребнадзора, Роструда, МВД, Роскомнадзора, Росреестра. Для них будет установлено максимально возможное количество внеплановых проверок на 2016–2018 гг. Уведомление о подготовке законопроекта, сокращающего число проверок, опубликовано на regulation.gov.ru. Такие идеи содержались в одобренном правительством антикризисном плане.

В 2016 г. число проверок, включенных в план, должно сократиться на 30%, а в 2017–2018 гг. ежегодно – на 15%, следует из уведомления. Число внеплановых проверок – на 20% в 2016 г., а в 2017–2018 гг. – на 15% ежегодно, рассказывает представитель Минэкономразвития. Число проверок уже сокращается, говорит чиновник. С 2013 г. федеральных проверок стало меньше на 200 000, свидетельствуют данные Минэкономразвития (см. график).

В будущем число проверок разных органов будет сокращаться пропорционально, объясняет федеральный чиновник, но как именно, он не объясняет – проект на стадии разработки. По данным Минэкономразвития, в планах на 2016 г. больше всего проверок у МЧС – 126 978,Роспотребнадзора – 67 739, Ростехнадзора – 48 782, Россельхознадзора – 41 942, Ространснадзора – 23 559, а у Роструда – 20 044. Правильнее было бы оценить эффективность каждого органа, не согласен вице-президент по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин, – и, исходя из этого, сокращать число проверок.

Также Минэкономразвития пред­лагает внедрять новые принципы проверок – применять риск-ориентированные подходы, проводить предварительные проверки, заменять штрафы предупреждениями, если нарушения выявлены впервые и не причинили вреда. Предложения содержатся в поправках в закон «О защите прав юрлиц при осуществлении госконтроля» (копия есть у «Ведомостей»).

В 2015 г. система управления рисками была только у 10 контролирующих органов (50%), подсчитали эксперты ВШЭ, и использовалась только в 15% проверок. Например, процедуры оценки риска не применяют Росприроднадзор, Ространснадзор, МВД и МЧС. Риск-ориентированный подход сократил число проверок Роспотребнадзора на 30%, рассказывает Варварин. А Ростехнадзор снизил число опасных производственных объектов в 2015 г. на 137 600 (более 48% от общего числа), подсчитали эксперты ВШЭ. С 2014 г. все объекты поделены на четыре класса опасности, рассказывает представитель Рос­технадзора, – на объектах второй категории проверка проходит раз в год, на третьей – раз в три года, а на четвертой – не проводится вообще. Служба внедряет пилотный проект – «дистанционный надзор» в химической и атомной отраслях, говорит он, выездных проверок не будет, данные поступят в онлайн-режиме. Роструд поддерживает проект, передал через пресс-службу замруководителя Михаил Иванков. Роструд разрабатывает методику определения частоты проверок, рассказывает он – основными критериями станут результаты специальной оценки условий труда и отсутствие нарушений.

Еще одна мера – разработать параметры, отклонение от которых может стать основанием для проверки, говорится в проекте. Например, классифицировать объекты, на которых может произойти авария, и определить, сколько нужно проверок, объясняет чиновник. МЧС, например, может закрепить перечень грубых нарушений, чтобы учитывать их при определении уровня риска, и на основании этого определять число проверок, говорит чиновник.

Но снижение числа проверок не всегда оправданно, предупреждает представитель Ростехнадзора, например, из-за освобождения от них объектов 4-го класса чаще падали лифты и краны; есть предложение перенести эти категории объектов в 3-й класс опасности. Нужно не сокращать число проверок, а избавляться от дублирования функций, согласен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Например, санитарно-эпидемиологические условия труда и выполнение требований по его охране проверяют и Роспотребнадзор, и Роструд. И только в 60% случаев выявляются реальные нарушения, говорит министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Лишь в 10% из них нарушения связаны с угрозой вреда. По оценкам ВШЭ, переход к риск-ориентированному подходу позволит снизить расходы государства на контроль на 20%, а бизнес сэкономит около 1 трлн руб.

Представитель Роспотребнадзора не ответил на запрос. Его коллега из МЧС отказался комментировать предложения Минэкономразвития.

Ведомости

 
Процедуры банкротства в России скорее способ давления на должника, чем получения денег по итогам процедуры
11.04.2016 12:05

Данные следуют из экспертного опроса 174 юристов, проведенного российским юридическим журналом Legal Insight в феврале-марте 2016 года. В опросе участвовали 88 корпоративных юристов и 86 консультантов из юридических фирм.

Почти половина (49%) опрошенных консультантов и треть (35%) их клиентов--корпоративных юристов сообщили, что идут в суд с заявлением о банкротстве должника прежде всего затем, чтобы получить с него деньги еще до введения наблюдения (первый этап процедуры банкротства). Следующие по популярности мотивы — помешать выводу активов (20,5% клиентов и 15% консультантов) или получить с должника средства уже по итогам банкротства (18% клиентов и 17% консультантов). Только 7% в обеих категориях опрошенных видят целью банкротства возможность восстановить платежеспособность должника, а около 1% используют банкротство, чтобы повредить его репутации.

Действующие процедуры банкротства, судя по опросу, не мешают злоупотреблениям участников процесса: самыми популярными юристы называли ситуации, когда с отдельными кредиторами сговаривается должник (30,5% клиентов, 34% консультантов) или арбитражный управляющий (35% клиентов, 37% консультантов). Мешает реструктуризации также длительность процедур — об этом говорят 27% клиентов и 29% консультантов. Старший партнер юрфирмы Forward Legal Алексей Карпенко (один из организаторов исследования) уточняет, что банкротство в зависимости от размера активов длится от полутора до шести лет.

68% клиентов и 58% консультантов указывают, что обычно в итоге банкротства им удается получить не более четверти заявленной суммы требований. "Большинство респондентов не верят в эффективность банкротства",— комментирует Маргарита Гаскарова из Legal Insight. "Это показывает, что еще до банкротства большинство компаний избавляются от активов и копят долги",— говорит Алексей Карпенко. Действующее банкротное законодательство, по его словам, носит "ликвидационный характер" и, по сути, не рассчитано на реструктуризацию долгов должника и его финансовое оздоровление.

Коммерсантъ

 
Фондовые рынки развивающихся стран, похоже, нащупали дно
09.03.2016 11:27

Цены на сырьевые товары стабилизируются, и в бумаги развивающихся рынков наметился приток средств. Индекс ММВБ даже приблизился к историческому максимуму. Помогла стабилизация цен на сырьевые товары. В начале этой недели цена нефти Brent впервые с декабря 2015 г. превысила $40 за баррель, поднявшись с достигнутого 20 января внутридневного минимума.

Во вторник цена барреля Brent перешагивала и за $41, но к концу дня стала снижаться (данные биржи ICE на 18.05 мск – $39,9 за баррель). В минувшую пятницу российский министр энергетики Александр Новак сообщил, что с 20 марта по 1 апреля в России, Дохе или Вене состоится встреча представителей нефтедобывающих стран, готовых заморозить нефтедобычу. «Это начало долгого пути по ребалансировке [цен на нефть], – написал в отчете главный нефтяной аналитик Energy Aspects Амрита Сен. – Поскольку предложение сокращается, у рынка мало причин снова тестировать ценовые минимумы». Когда цены на нефть упали ниже $30, «возникло ощущение, что рынок переусердствовал», отмечает Джонатан Уайтхед, начальник глобального отдела сырьевых рынков Societe Generale.

В понедельник цена железной руды подскочила в Китае на 19% до уровня июня 2015 г. – $63,74/т; дневной рост оказался самым значительным по крайней мере с 2009 г. (более ранней статистики нет). Поддержку рынку оказали заявления китайских чиновников, сделанные на проходившем в выходные Всекитайском собрании народных представителей, о том, что правительство готово поддерживать экономику; цель роста ВВП на 2016 г. была установлена в 6,5–7%.

В последние недели подорожали и многие металлы – медь, цинк, алюминий, их цены вернулись на уровни прошлой осени. С ними подскочили и котировки многих производителей. Акции Anglo American и Glencore, показавшие в 2015 г. худший результат в британском индексе FTSE 100, с начала 2016 г. по минувший понедельник подорожали на 89,8 и 72,6% соответственно. Бумаги BHP Billiton и UC Rusal – на 12,2 и 18,1%. Среди нефтяных компаний выросли на 10–30% (вместе с ценами на нефть) котировки BP, ExxonMobil, Royal Dutch Shell и Chevron, а акции «Роснефти» подорожали в рублях на 19%, добравшись в пятницу до исторического ценового максимума – 302,25 руб.

Опасения относительно сильного замедления экономики Китая – крупнейшего потребителя многих видов сырья в мире (например, 40% всей меди) – чрезмерны, заявил на днях гендиректор сырьевого трейдера Glencore Айван Глазенберг. По его словам, Glencore получает «очень хороший объем заказов из Китая, будь то цинк, медь, никель или уголь», хорошие продажи отмечаются и в других регионах мира.

Сырьевой индекс Bloomberg Commodity Index с январского минимума поднялся на 8,9%. «Лекарство от низких цен на сырье – низкие цены», – напоминает редактор инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Дэвид Фуллер. «Но предложение сейчас сокращается, ведь многие производители с высокой себестоимостью оказались на грани прибыльности. Это рецепт для взрывного восстановления котировок после жестокого «медвежьего» тренда, так как закрытие «коротких» позиций сопровождается все более активной скупкой активов по дешевке», – объясняетФуллер.

Подобный взрывной рост наблюдался в последние недели и на рынках других активов, сильно подешевевших в последние годы, – акций, облигаций и валют развивающихся стран.

Причиной стало и восстановление цен на сырьевые товары, которые экспортируют многие из этих стран, и чрезмерная недооцененность их активов.

После 30%-ного падения индекса MSCI Emerging Markets за последние три года акции компаний с развивающихся рынков «невероятно дешевы» и вложения в них могут стать «инвестицией десятилетия», написали в конце февраля эксперты Research Affiliates, делающие аналитику дляPimco, одной из крупнейших управляющих компаний мира. Доходности облигаций на самом высоком уровне за все время после кризиса 2008 г., это может компенсировать покупателям риски, связанные с низкими ценами на сырье и замедлением Китая, заявили тогда же экспертыBlackRock.

По данным Института международных финансов, в январе – феврале 2016 г. приток средств в фонды облигаций развивающихся рынков составил $5 млрд, а составляемый JPMorgan Chase индекс их бондов в местной валюте вырос на 3,1% после 15%-ного падения в 2015 г.

«Мы чувствуем, что достигли точки наивысшего пессимизма в отношении развивающихся рынков, обычно подобные настроения говорят об открывающейся возможности», – написал в конце февраля Майкл Хейзенстаб, управляющий портфелем Franklin Templeton. Смена настроений и тренда заставляет по крайней мере некоторых инвесторов участвовать в скупке растущих в цене активов, тем более что доходных инструментов мало, так как у центробанков Японии и еврозоны отрицательные процентные ставки, а доходности гособлигаций США по-прежнему очень низки. «Подавляющее большинство инвесторов, работающих на развивающихся рынках, не считают их фундаментальные показатели положительными, – говорит управляющий директор RBC Capital Markets Дэниел Тененгаузер (цитата по The Wall Street Journal). – Но если ты управляешь портфелем, то не можешь повернуться спиной [к растущему рынку]. Люди говорят: «Даже если мне не нравятся фундаментальные показатели, надо вкладываться».

Индекс ММВБ с минимума этого года, 15 января, прибавил 18,7%. В понедельник он закрылся на отметке 1909,57, максимальной с 23 мая 2008 г. Совсем немного осталось и до исторического максимума в 1969,91 пункта, установленного 12 декабря 2007 г. MSCI Emerging Markets поднялся на 15,5%.

Поддержку развивающимся рынкам оказывают и их валюты. Их индекс, составляемый JPMorgan Chase, поднялся с январских минимумов на 5,3%, вернувшись на декабрьские уровни. Рост рубля к доллару с внутридневного минимума 21 января 2016 г. составил 20,3%, к евро – 19%, укрепились и другие валюты.

Правда, все последние достижения носят неустойчивый характер, предупреждают аналитики. «Валюты сырьевых стран растут, и, пока кажется, что ситуация улучшилась, можно ожидать, что инвесторы будут ковать железо, пока горячо, – цитирует Financial Times валютного стратега BNYMellon Нила Меллора. – Но если фундаментальные показатели не «догонят» рыночный энтузиазм, то скоро небо снова затянется тучами».

Валюты развивающихся стран могут снова пострадать при возобновлении роста доллара: сильные данные с рынка труда США, опубликованные в минувшую пятницу, могут навести ФРС на мысль немедля повысить ставки, предупреждают аналитики Brown Brothers Harriman. Да и на сырьевых рынках можно ждать отката. Начавшаяся ребалансировка рынка нефти может замедлиться из-за стремительного подъема цен, отмечает Сен из Energy Aspects.

Аналитики Goldman Sachs называют недавний рост цен на сырье фальстартом: он заставит производителей вновь увеличить предложение, тогда цены на медь, алюминий, железную руду, золото снова упадут, а нефть в этом году так и будет колебаться в диапазоне $20–40 за баррель. Некоторые страны могут увеличить добычу, допускает и Фуллер, но это означает рубить сук, на котором сидишь. Он считает, что по крайней мере в краткосрочной перспективе цены на сырье достигли дна, а в дальнейшем многое будет зависеть от Китая. Во вторник плохая статистика (экспорт из Китая упал в феврале на 25,4%, а импорт – на 13,8% год к году) привела к остановке ралли на сырьевых и фондовых рынках.

Ведомости

 
На финансовом рынке появятся советники. В Госдуму России внесен законопроект, регулирующий деятельность финансовых консультантов
03.03.2016 09:00

Он утверждает новый вид профессиональной деятельности на финансовом рынке, список лиц, которым будет разрешено ею заниматься, и ответственные за их квалификацию органы. Впрочем, ко второму чтению наверняка потребуется вносить дополнения, в частности регулирующие вопросы вознаграждения финансовых советников.

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников" был внесен председателем комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолием Аксаковым и депутатом-единороссом Виктором Климовым. "Мы исходили из потребностей рынка. Профессионалам нужен законный статус, а инвесторам — защита, которую обеспечивает регулирование",— сказал господин Аксаков.

Документом определяется понятие о деятельности финансовых советников — это "возмездное оказание индивидуальных консультационных услуг клиенту в сфере личных финансов путем предоставления финансовых или инвестиционных рекомендаций или персонального финансового плана, а также рекомендаций по управлению личными финансами". Такой деятельностью имеют право заниматься как физические лица, так и компании, состоящие в одной из профессиональных саморегулируемых организаций (СРО) и удовлетворяющие квалификационным требованиям. Эти требования будет устанавливать ЦБ или СРО.

Текст законопроекта разрабатывался при участии ЦБ и Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). По словам предправления НАУФОР Алексея Тимофеева, были учтены замечания и предложения регулятора. Однако законопроект должен быть существенно доработан ко второму чтению в части вознаграждения финансовых консультантов. По словам господина Тимофеева, финконсультанты испытывают сильный конфликт интересов, возникающий из различий вознаграждения за предложение разных продуктов. Эти различия могут влиять на предложение продуктов, не всегда оптимальных для клиента "Яркий пример сегодня — инвестиционное страхование жизни. Не секрет, что за продажу этого продукта многие компании предлагают своим сейлзам несоразмерное вознаграждение, что идет в ущерб предложениям других финансовых инструментов",— пояснил господин Тимофеев.

Коммерсантъ

 
Государство может отказаться от «золотых акций»
02.03.2016 09:00

Минэкономразвития России уже рассматривает такой вариант при приватизации «Башнефти». Необходимо полностью отказаться от механизма «золотой акции» в предстоящей приватизации, заявил президент РСПП Александр Шохин. Еще одно предложение Шохина – ввести мораторий на покупку госкомпаниями любых частных активов в период кризиса.

Такую идею он предложил 29 февраля на встрече с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым: « вообще вычеркнуть из закона упоминание о «золотой акции» (цитата по «Интерфаксу»). Если государство хочет контролировать актив – есть контрольный пакет, если управлять компанией – блокирующий, объясняет он, но одновременно продавать и управлять невозможно. По крайней мере можно объявить мораторий на ее использование на время приватизации, предложил Шохин.

Инвесторов отпугивает «золотая акция» (дает владельцу право вето по ключевым вопросам. – «Ведомости»), говорит партнер KPMG Антон Усов, она существенно ограничивает права инвесторов, и на покупку с таким ограничением никто не пойдет. Единственным камнем преткновения между Schlumberger и правительственной комиссией при покупке 45,65% акций Eurasia Drilling Company стало как раз требование государства получить в новой компании «золотую акцию», рассказывал в октябре Шохин. По его словам, Schlumberger принципиально согласилась на все условия правительственной комиссии, включая продажу компании российскому инвестору в случае расширения санкций. Только одно условие – предоставление государству «золотой акции» – было отклонено: Schlumberger входила в капитал частной компании, а не в компанию с государственным правом вето, объяснял он.

А вот миноритарных акционеров «золотая акция» не отпугивает. Ее наличие не всегда влияет на решение, таких примеров сейчас становится все меньше, отмечает управляющий директор по инвестициям «ТКБ БНП Париба инвестмент партнерс» Владимир Цупров. Компаний с «золотой акцией» немного, согласен Усов. Например, в августе 2014 г. правительство отказалось от «золотой акции» в Мурманском морском торговом порту (ММТП). До сих пор правительство ее сохраняет в «Татнефти», «Нижнекамскнефтехиме» (НКНХ), Новороссийском морском торговом порту (НМТП) и «Башнефти». Ранее федеральные чиновники рассказывали, что Росимущество намерено продать весь принадлежащий ему пакет «Башнефти» (50,08% капитала, или 60,16% обыкновенных акций). Минэкономразвития рассматривает вариант продажи акций без сохранения «золотой акции», передала через пресс-службу директор департамента корпоративного управления министерства Оксана Тарасенко. Сейчас ведется работа с Росимуществом по отмене этого права, где в нем нет необходимости, добавила она.

Еще одно предложение Шохина – ввести мораторий на покупку госкомпаниями любых частных активов в период кризиса. Но для такого решения нужна политическая воля, говорит Цупров. Только если правительство согласится сокращать долю госсектора в экономике, указывает Усов. К тому же мораторий может ограничить права бизнеса, которому может оказаться выгодно продать компанию государству, добавляет он. Одной из причин кризиса эксперты Центра развития ВШЭ называли разрастание неэффективного госсектора при ослаблении рыночных и правовых институтов. По оценкам МВФ, доля госкомпаний в отдельных секторах российской экономики доходит до 80%, выше она только в ОАЭ (до 88%) и Китае (до 96%).

Ведомости

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

 

Яндекс.Метрика